ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ШЕСТИ ЙОГАМ НАРОПЫ (Дже Цонкапа) На берегах океана исполнения желаний растут лотосы подношений, порожденных добродетелями сансары и нирваны. Реальные и явленные, они чаруют все сердца. Все усыпано цветами мирского и высшего блага Трех дверей, творимого мной и другими. Этот сад источает множество ароматов подношений Самантабхадры. На его деревьях — плоды трех практик, двух этапов и пяти путей. Подношу его на радость вам, благородные Учителя. Я подношу вам великую, ничем не омрачённую мудрость, вместерождённую с блаженством, сферу истинной, изначально чистой природы всех дхарм, непостижимую и невыразимую, спонтанную и нераздельную, высочайшую абсолютную бодхичитту. ------— Все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расану и лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью. Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем. В этой традиции (в Шести Йогах Наропы) основная техника заключается в пробуждении внутреннего тепла в пупочной чакре, «колесе происхождения (эманации)», и, затем, посредством контролирования жизненных энергий путём мантрического слога АХ-с ударением, провести тонкие поддерживающие жизнь энергии через центральный канал. Когда эти энергии входят в центральный канал, это пробуждает четыре благодати, и практикующий культивирует медитацию на их основе таким образом, чтобы вызвать проявление врожденной мудрости махамудры... В этой традиции хорошо известно выражение «внутреннее тепло, краеугольный камень». Причина этому то, что в йогах стадии завершения практикующий с самого начала использует технологию внутреннего тепла с тем, чтобы собрать тонкие жизнедательные энергии в центральный канал. В него энергии входят, пребывают и растворяются. Усердная практика этой техники приводит к тому, что интенсивность переживания обладает силой давать контроль над потерей субстанции боддхи-ума (т.е. сексуальных капель). Пробуждения врождённой благодати является целью практик йоги внутреннего тепла и карма мудры. Практикующий объединяет внутреннюю благодать с медитацией на пустоте, и во время состояния бодрствования применяет себя к доктрине иллюзорного тела. Основываясь на опыте практики иллюзорного тела, практикующий может приступить к техникам ясного света. Затем, ночью во время сна практикующий может культивировать осознавание иллюзорной природы сновидений. Чтобы делать это эффективно, следует сперва овладеть йогой удержания ясного света сна ,т.е. ясного света, который возникает в момент засыпания, и последующего вхождения в состояния сновидения с этим осознаванием. Если способность удерживать ясный свет сна достигается средствами обретения контроля над жизненными энергиями, это означает, что во время практики в бодрствующем состоянии следует овладеть этим контролем и культивировать способность направлять энергии в центральный канал. Таким образом, краеугольным камнем обеих практик (йоги сна и йоги сновидений) является доктрина внутреннего тепла. Только когда достигнут прочный прогресс в йоге сновидений, можно эффективно работать с йогами бардо. Таким образом, здесь опять с йогами бардо краеугольным камнем является уровень энергии, достигнутый посредством внутреннего тепла... Что касается йог особого переноса сознания и форсированной проекции, то в качестве предварительного требования к ним следует культивировать способность направлять жизнедеятельные энергии в центральный канал. Следовательно, йога внутреннего тепла является основанием для этих двух йог. ------— йога туммо и йога кармамудры, исходят из Хеваджра-тантры, йога иллюзорного тела — из Гухьясамаджа-тантры, йога ясного света — из Чакрасамвара-тантры, йога сновидений — из Махамайя-тантры, а две йоги — переноса ума и переселения сознания — произошли из Шри Чатухпитха-тантры. Впервые Шесть Йог объединил в единую систему йогин-махасиддха Тилопа. Согласно Тилопе, передача йоги Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет — от Нагарджуны, Йога Сна — от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние — от Сукхасиддхи. Этот комплекс Тилопа передал своему ближайшему ученику — Наропе. Хотя практики, включённые в этот комплекс, впервые были введены в обращение не Наропой, они стали известны под его именем, так как именно его авторству принадлежит первое более-менее подробное письменное руководства по этим йогам — «Наставление по шести учениям» (санскр. Шаддхармопадеша). Хотя в этом сочинении была принята иная классификация этих йог, широко распространился следующий перечень: 1. йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога, тиб. gtum mo), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка; 2. йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога, тиб. 'od gsal), в которой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята). 3. йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога, тиб. mi lam), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла; 4. йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога, тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концентрация на энергетическском центре, находящемся в области лба; 5. йога промежуточного состояния (санскр. Антарабхава-Йога, тиб. бардо), используемая для узнавания неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего; 6. йога переноса сознания (санскр. Самкранти-Йога, тиб. pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления; Основа, путь и цель этих йог — Махамудра. Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находились тело и ум, в частности бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и зачатием следующего. Через ученика Наропы Марпу Шесть Йог были принесены в Тибет и широко распространились в буддийских школах «традиции нового перевода» — сакья, кагью и гелуг --------— 8 СТУПЕНЕЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГЕ И В МЕДИТАЦИИ ЙОГИ СОЮЗА БЛАЖЕНСТВА И ПУСТОТЫ ------— Классическая йога это восьмиступенчатая йога, изложенная в классическом труде Йога Сутра, написанном мудрецом, философом, ученым Патанджали примерно во втором веке до н. э. Опыт многих предшествующих поколений был собран по крупицам в этом труде, где раскрывается смысл йоги, описываются средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути Йогина. Средства о которых мы говорим это восемь ступеней для поиска души: 1. Яма – самоконтроль, самодисциплина. 2. Нияма – этические нормы. 3. Асана – поза, удобная для размышления. 4. Пранаяма – дыхательные упражнения, позволяющие управлять потоками Праны, как в своем теле, так и за его пределами. 5. Пратьяхара – дисциплина чувств. 6. Дхарана – концентрация. 7. Дхьяна – созерцание. 8. Самадхи – самореализация. Рассмотрим первые две ступени. Яма – это ограничение, воздержание. Следует понимать Яму как соблюдение всеобщих моральных заповедей. «Великих обетов». Рассмотрим вкратце эти принципы: Ахимса – неприченение вреда, это ненасилие, неубийство; Не причинять вреда другим и себе ни мыслью, ни словом, ни делом; Астея – «неворовство», отсутствие стремления к обладанию чужим; Апариграха – неприятие даров за которые остаешься должником, или свобода от ненужных вещей (ненакопительство); Брахмачарья – воздержанность (Брахма – бог, чарья – ученик). Контроль за семяизвержением, а не принятие обетов безбрачия. Обеты, клятвы это своего рода наложение программ, их действие может ограничивать достижение самадхи; Сатья – правдивость; не лгать, не нарушать обещаний. Велика социальная значимость этих правил. При их не соблюдение возникает ложь, воровство, насилие, жадность, беспутство, горе, страдание. Следование этим правилам приводит ученика к гармонии, о таком каждый скажет: это хороший человек. Утвердившись в Яме Йогин открывает для себя новую радость – радость доброжелательности. Она сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладаний чужим. Соблюдение Ямы приводит к духовному развитию. Правила Ямы должны стать неотъемлемой частью человека, иначе выполнение йоговских упражнений превращается в гимнастику, и не может считаться Йогой. Соблюдение правил Ямы в Индии это обязательная часть ученичества. Вторая ступень – Нияма, это индивидуальные правила поведения. Их соблюдение приводит к дисциплине ума, тела, духа. Нияму составляют: наружное и внутреннее очищение; управление своими состояниями, постоянное состояние удовлетворения; уменьшение своих страстей до необходимого минимума, самообразование; преданность Вечному Единому. Так определяет Нияму Патанджали. Итак, Нияма дисциплинирует занимающегося. Соблюдение Ниямы приводит к утончению природы и контролю над умом, что необходимо для сосредоточения и финального погружения в самадхи. Принципы Ниямы: Шауча – чистота. Сюда входит чистота внешних покровов тела, одежды, жилища. Также это чистота некоторых внутренних поверхностей тела – полости та, носовых проходов, желудочно-кишечного тракта. Психическое здоровье, душевная чистота. Весь дом, в котором душа живет, должен быть в чистоте и порядке. Подразумевается чистота внешняя и внутренняя; Сатья – удовлетворенность. Это состояние полного удовлетворения при котором удерживаются постоянные положительные эмоции, исключается возможное зарождение конфликтов. Рекомендуется искать свои промахи и изменить если не саму ситуацию, то свое отношение к ней; Тапас – рвение, горение. «Пламенеть», «быть снедаемым огнем», «испытывать боль». Это характер, железная воля, сила ума и тела, аскетизм (но не в прямом смысле); Свадхиайя – самообразование. Понимается еще как познание своей души. Рекомендуется изучать все доступные знания, духовные учения, религии. Определение своей жизненной позиции в пути к самосовершенстованию. Ишвара Пранидхана – преданность Вечному Единому. Это любовь к Высшим Силам в Природе. Первые две ступени – Яма и Нияма – формируют правила поведения. Правила телесной и умственной гигиены, правильный режим, нравственность, знание и выполнение законов общества и Природы. ------— На первой ступени медитации, (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — повторное возвращение к дхьяне. Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации). На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания. На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание. На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера. Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание. Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения. Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования. В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Марга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте. --- Для пожертвований Номер счета: Сбербанк России – Карта № 4276852030090370

Теги других блогов: йога медитация тантры